пятница, 6 июня 2008 г.

Преемственность — не детская проблема

Мы много говорим о проблемах преемственности начальной и средней школы, о проблемах, которые возникают у детей при этом переходе. Однако мне кажется, что во многих случаях эти проблемы детей только отражение проблем взрослых, которые заключаются в отсутствии взаимодействия, интеграции. Начальная школа часто — это отдельная организация, независимо от того, находится ли она в том же здании или нет. Реально деятельность педагогов начальной школы и среднего звена весьма мало пересекается.
Причем у этой проблемы есть свои корни. В свое время в начальную школу брали педагогов из педучилищ, кстати, они были подготовлены иногда даже лучше, чем выпускники вузов, но все- таки диплом не совсем такой как у педагогов в средней школе и на педсоветах они всегда немного в стороне от остальных, и заботы у них вроде бы другие, не такие серьезные.
Иногда эта отдельность получала структурное завершение — в школе мог быть завуч по начальной школе.
Все это способствовало созданию особой культуры начальной школы, часто противоречащей той, которая существует в средней. А совместной профессиональной деятельности, которая способствовала бы интеграции практически нет. Там, где ее удается выстроить, там нет и проблем преемственности, потому что адаптироваться ребенок должен не столько к тому, что у него будет больше предметов или больше домашних заданий, сколько совсем к другому поведению взрослых людей, к другим взаимоотношениям, которые часто резко отличны от того, что он наблюдал и в чем участвовал четыре года. Даже у взрослого человека адаптация к новой организации занимает не меньше года. Что же можно ожидать от ребенка?
Парадокс ситуации заключается в том, что в целом все это происходит на фоне очевидной большей успешности начальной школы. Но почему-то именно она должна приспосабливаться к требованиям, существующим в средней школе, хотя последняя находится в очевидном кризисе.

Комментариев нет: