пятница, 29 февраля 2008 г.

Оборотная сторона стимулирования

В одном из материалов, присланных в редакцию, я нашел очень интересные соображения по поводу неожиданных эффектов материального стимулирования (спасибо за тему). Цитирую: «Материальное стимулирование играет, конечно, свою положительную роль в инициативности сотрудников, но не всегда. У меня были случаи, когда один из сотрудников наоборот, стал «хуже» работать после материальных стимулирований: началось сравнение — кто больше работает, кто больше получает. В конце концов, у него началась «звездная болезнь» — Я лучше всех и все должны мне быть благодарны, должны носить на руках…».

Мой собственный опыт говорит примерно о том же. Результаты материального стимулирования неоднозначны. Тут есть неоднократно замеченный любопытный эффект. Если вы начинаете регулярно материально стимулировать хорошо работающего человека, то можете получить эффект, обратный ожидаемому, — он действительно начинает работать хуже. Это можно объяснить тем, что при регулярном поощрении внутренняя мотивация заменяется на внешнюю. Что я имею в виду? До того, как вы начали его поощрять, человек работал, опираясь на внутренние мотивы (они отличаются большей устойчивостью), — преданность целям организации, желание достичь лучших результатов, доказать себе и окружающим свой профессионализм. Но если вы заметили эту его ориентацию на достижения и начали регулярно поощрять этого сотрудника, то теперь он начинает ожидать поощрения за каждое свое достижение (а ваше поощрение это внешний мотив), и постепенно внешний мотив вытесняет внутренний — есть поощрение — есть качественная работа. Попробуйте-ка прекратить эту практику, сразу возникнут проблемы. Так что материально поощрять, конечно, надо, но все не так просто.
Что же касается сравнения себя с другими, то ничего не поделаешь. Это неизбежно. Человек вообще мотивируется двумя вещами — собственными достижениями и сравнением с другими. Последний мотив, несмотря на некоторое предубеждение, вполне конструктивен и, обратите внимание, он внутренний. Для того чтобы сравнение себя с другими было продуктивно, обеспечьте для всех равные возможности получения вознаграждения, кто-то ими воспользуется, кто-то нет. Вот эти последние действительно проблемные люди.

1 комментарий:

наталья комментирует...

Константин Михайлович, я практически согласна со многими выводами. Особенно о том, что потребуется постоянное увеличение объема финансирования, а уж в нашем регионе этого точно не может быть, так как нас строго загоняют в рамки из которых выйти нельзя. А про групповое творчество вообще никто не вспоминает (кстати и нац.проекты только для отдельных педагогов, а можно было бы для творческих групп - и это был бы еще один толчок развития)
Я полностью согласна, что человек не станет работать лучше из-за повышения зарплаты (он работает так как может), НО творческие люди нужны в разных отраслях. И в моей практике было не один раз так, что такие педагоги уходили на более высокооплачиваемую работу (при чем и взаимоотношения с руководством и сама работа педагога их устраивала). В наше время без хорошей зарплаты выжить трудно (особенно если содержишь детей) и тогда учителя берут много репетиторства, а это так же забирает время и его остается на творчество все меньше.
Наталья Штурбина, директор МОУСОШ № 25 г. Таганрога